Зачем политикам “Живой Журнал”?
"Неудачная тема. Я ничего не понимаю в компьютерах", - Валерия Новодворская, обычно охотно дающая интервью, неожиданно отказывается разговаривать об одном из интереснейших современных социальных явлений - веблогах (в просторечии - блоги).
Это странно - "Живой журнал Валерии Новодворской" обновляется с завидной регулярностью, автор отвечает на комментарии и вопросы. "Я просто диктую ответы на вопросы Константину Боровому. Я не вижу ни сайта, я не знаю, как все это делается", - объясняет Новодворская.
Такой необычный способ ведения сетевого дневника демонстрирует, насколько серьезно в политических кругах относятся к интернету вообще и к блогам в частности.
По самым приблизительным подсчетам, только в "Живом Журнале" (вебсервисе LiveJournal.Com) зарегистрированы более ста журналов, которые принадлежат политикам, политтехнологам, экспертам, аналитикам и политическим журналистам. Самого разного толка и величины - от крайне левых до самых правых.
Виртуалы, двойники и лирические герои
Впрочем, сколько именно из дневников, которые содержат в названии звучные "политические" фамилии, действительно содержатся политиками, сказать сложно.
Посудите сами - в ЖЖ существуют пользователи "Путин" (дневник ведется на немецком языке), "Буш" и "Блэр". Таких авторов в ЖЖ называют "виртуалами" - кто-то зарегистрировал дневник со звучным названием и ведет от лица знаменитости.
В российской части ЖЖ есть немало подобных блогов, и зачастую дело доходит до того, что уже настоящим авторам не верят, что они - это они.
Другое свойство публичных дневников - псевдонимы - также не свойственны политикам-блоггерам.
Мало кто из них решается вещать в том же "Живом Журнале" от имени "лирического героя". Чаще всего они используют свои настоящие фамилии.
Зачем политикам блоги?
"Аудитория LiveJournal огромна. Вещи, происходящие в LiveJournal становится достоянием традиционных СМИ практически в минуты. Поэтому если политик хочет быть поближе к своему электорату, ему нужен LiveJournal. В ЖЖ насчитывается 400 тысяч зарегистрированных пользователей. Это авторы. А если мы говорим о читателях, то их порядка 10 миллионов", - говорит известный сетевой журналист Антон Носик, один из самых популярных блоггеров в российском сегменте ЖЖ.
Его поддерживает дочь бывшего премьер-министра России и координатор движения "Да!" Мария Гайдар, которая считает, что число пользователей Интернетом уже составляет приличный процент избирателей: "Число пользователей интернета в России растет очень стремительно. В 2000 году было 6 миллионов пользователей, сейчас их уже около 28 миллионов, а к 2010 году ожидается, что их будет около 50 миллионов".
Однако другой известный журналист - Максим Кононенко - считает, что в электоральном смысле ЖЖ большого значения не имеет: "Подавляющее большинство [политиков] заводит ЖЖ, чтобы площадку иметь дискуссионную. А те люди, которые сейчас лишены других площадок - телевидения или радио, они в основном приходят в LiveJournal, чтобы обсуждать какие-то вопросы теоретические. Собственно, сейчас вся дискуссия политическая переехала в LiveJournal". Сами политики склонны соглашаться скорее с этой точкой зрения.
"Некоторые вещи, увы, можно здесь только обсуждать. Плюс я тут мнение получаю живое. Если я в газете публикую большую статью, как я узнаю, как к ней относятся? На сайте это не размещают... Поэтому для меня, первое, это дефицит СМИ, а второе, это живая реакция", - говорит депутат Госдумы, член фракции "Единая Россия" Александр Лебедев.
Виктор Шендерович баллотировался в депутаты Госдумы, и тогда также использовал ЖЖ, как политическую дискуссионную платформу: " В то время, когда я баллотировался в Госдуму и как последний идиот соблюдал Закон о выборах, я не мог ни выступать на радио, ни публиковаться в газетах. В это время ЖЖ был единственной коммуникативной возможностью".
О свободе слова
Однако обсуждение и общение - в данном случае вопрос технический.
Только в интернете существует уникальная возможность организовывать публичные дискуссии буквально по всем опубликованным материалам.
Между тем, как утверждает Лебедев, публиковаться в "традиционных" СМИ становится все труднее: "Пространство свободных СМИ очень сузилось. Это для меня замена дефицита в электронных и печатных СМИ".
Мария Гайдар также полагает, что во многом ее деятельность в сети обусловлена отсутствием возможностей выражать свое мнение в традиционных СМИ: "Очень многие интернет-издания, в том числе и блоги, как и вообще интернет-жизнь политическая является продуктом цензуры в средствах массовой информации".
Павел Аксенов
news.bbc.co.uk